Интерпретатор Basic V4.10 Орион-128 Пушкова, основы программирования, уроки языкаКак научиться писать программы в Basic V4.10 для Ориона-128 и Ориона-ПРО.Продаю платы и наборы микросхем, куплю микросхемы Платы и комплектующие на ПК Орион-12831.03.2023 обновление информации Распределение памяти при работе в системе BASIC V4.10 Интерпретатор Basic V4.10 Орион-128
Описываемый интерпретатор Basic для компьютера "Орион-128"
представляет собой дальнейшее развитие предыдущих версий и
обеспечивает работу с четырьмя квазидисками в среде операционной системы ORDOS версии 4.XX. В системном ПЗУ должна быть записана программа "Монитор-2". Настоящее описание не ставит целью обучение программированию на языке Бейсик и содержит лишь необходимую информацию, касающуюся особенностей работы данной версии интерпретатора и синтаксиса использования его зарезервированных слов. Для получения дополнительной информации по программированию на Бейсике можно обратиться к литературе [1]-[6]. 1. Константы
В Бейсике существует два типа констант: числовые и строковые (символьные). 2. Переменные
Так же, как и константы, переменные в Бейсике могут быть
двух типов: числовые и строковые. 3. Выражения
Переменные и константы образуют выражения языка Бейсик.
Кроме них в выражения входят знаки операций, скобки и имена
функций. Все операции можно разделить на 4 типа: арифметические
( +, -, *, /, ^ ), строковые ( + ), операции отношения ( <, >,
=, <>, <=, >= ) и логические (NOT, AND, OR). 4. Имена файлов
Имена файлов указываются в соответствующих командах, операторах и функциях Бейсика по правилам, установленным для ORDOS.
Допускается использовать имена файлов без типов или с произвольным типом в командах LOAD, KILL, OPEN и функциях LOF,
EXIST, INP, причем действие по умолчанию распространяется только на команду LOAD, если соответствующий файл без типа на
диске не найден. 5. Команды, операторы и функции Одним из основных операторов языка является оператор присваивания. Его действие заключается в вычислении значения выражения, стоящего справа от знака "=", и присвоении вычисленного значения переменной, идентификатор которой указан слева от этого знака. Ключевое слово LET, применяемое во многих других версиях Бейсика, указывать не надо. Полный перечень команд, операторов и функций языка и синтаксис их использования приведены в здесь. 6. Запуск интерпретатора
Интерпретатор должен находиться в любом из квазидисков в
виде командного файла, т.е. иметь в имени признак "$". Обычно
используется стандартное имя BASIC$.
После этого автоматически выполняется директива NEW, и интерпретатор приступает к анализу командной строки ORDOS. В командной строке разрешается указывать одно имя диска с двоеточием (без имени файла). При этом заданный диск становится текущим, и Бейсик переходит к выводу начальной графической заставки. В случае пустой командной строки интерпретатор ищет на диске B: временный файл с именем ###.BS или ###.TX и, если он найден, то производится его загрузка с автоматическим стиранием с диска. Диск B: остается текущим. Если указанных файлов не найдено, то выводится графическая заставка, и интерпретатор ожидает нажатия любой клавиши с последующим переходом в непосредственный режим. Если нажатая клавиша - <F4>, то автоматический запуск внешнего Меню блокируется. Примененный алгоритм начального старта позволяет осуществлять запуск (загрузку) программ на Бейсике из ORDOS, если имя файла с программой указано в командной строке. Описанная возможность обработки временных файлов ###.BS и ###.TX используется программой оконного Меню.
Загрузка файлов типа ".TX" занимает длительное время, поэтому при начальном старте во время нее интерпретатор выводит
сообщение "ЗАГРУЗКА!" . 7. Выход из интерпретатора Для выхода из интерпретатора в ORDOS необходимо дать команду SYSTEM. Допускается ее применение как в непосредственном, так и в программном режимах. Перед выходом интерпретатор восстанавливает максимальный размер диска B: . Выйти в ORDOS можно и через программу Меню. Перед выходом необходимо убедиться, что Ваша программа сохранена. Если все же возникнет ситуация, когда Вы перейдете в ОС, случайно забыв записать программу на диск (допустим, нажав клавишу "Сброс"), дело еще можно поправить, имея некоторый навык работы с памятью в шестнадцатиричных кодах. Для этого надо вызвать программу M128$ и директивой DUMP или MODIFY посмотреть содержимое ячеек 0005H и 0006H. В этой паре ячеек хранится адрес конца Вашей программы. Можно поступить и по-другому: директивой DUMP просмотреть область памяти, начиная с адреса 2A00H (с этой ячейки начинается текст программы на Бейсике), для того, чтобы примерно определить, где находится ее конец. Признаком конца программы являются три последовательных ячейки с нулевыми значениями (00 00 00). Зная начальный (2A00H) и конечный адреса, можно сохранить на квазидиске Вашу программу. 8. Вход в программу Меню
Вход в Меню может быть запрещен или разрешен. Анализ признака разрешения запуска Меню производится в непосредственном
режиме интерпретатора процедурой его "теплого старта" перед
выдачей сообщения "ОК:". При этом, в случае разрешения
запуска, на дисках B: и A: ищется файл MNUBS$, содержащий
программу Меню, и, если этот файл найден, он загружается и
запускается. В противном случае выводится сообщение "ОК:", и
работа с интерпретатором ведется как обычно.
Повторно войти в Меню можно нажатием клавиши <КОМ> (на клавиатуре МС7007) или <УПР>+<^>. Имя файла MNUBS$ может быть изменено при настройке интерпретатора. 9. Работа с клавиатурой
Рассмотрим клавиши, действующие в непосредственном режиме
при вводе и редактировании строк.
Клавиши управления курсором влево и вправо выполняют свои
обычные функции и служат для установки курсора в нужную позицию
строки. Это относится и к клавише <ТАБ>. Клавиши перемещения
курсора вверх и вниз используются для его установки в начало и
конец строки соответственно.
Для прерывания выполнения Бейсик-программы или команды используется клавиша <F4>. При первом нажатии на эту клавишу выполнение
приостанавливается с выдачей звукового сигнала (на экране появляется курсор). Если снова нажать <F4>, произойдет
прерывание программы (команды), а если любую другую клавишу -продолжение. Указанные ключевые слова формируются путем последовательного нажатия клавиши <АР2> и требуемой клавиши. Остальные клавиши могут выводить на экран по два различных слова, в зависимости от состояния регистра. К этой группе относятся в основном названия функций, большая часть из которых является трехбуквенными словами. Такое устройство клавиатуры не предполагает обязательного изучения таблицы (Приложение C) перед тем, как начать работать на Бейсике, или необходимости иметь таблицу постоянно перед глазами. В программном режиме для редактирования строки, вводимой в операторе INPUT, используются клавиши управления курсором, <ТАБ>, <ВК>, <DEL>, <F2>, <F4>. Текст подготовил Пушков Программирование микропроцессорных комплектов i8080, 580вм80, z80, i8085, 1810, 1824 Орион-128 описание команд микропроцессора к580вм80 (Орион-Софт)
Купить платы, наборы микросхем на Орион-128, КР565РУ5В, КР565ру7В, к565ру5г AU, к565ру7г Au в позолоте, куплю микросхемы
На предыдущую страницу На главную страницу На следующую страницу
|
||