Графический редактор PENX4$, PENX4$, Орион -128, работа в OR DOS

Организация экранной памяти на Орионе, работа с графикой

Продаю платы и наборы микросхем, куплю микросхемы, комплектующие к ПК Орион-128

На 25.07.2021 последней версией OR DOS является релиз 4.03 от 1993г , прошивки ниже ORDOC написана написана Сафроновым и Сугоняко и остается до настоящего времени, описание будет позже. Все журналы "Радио"  с упоминанием Ориона

Организация экранной области Ориона-128

Все драйвера сначала ищутся на диске В, потом на диске А

Стандарты ПО, адресов и портов

Графический редактор PENX4$, PENX4$, Орион -128, работа в OR DOS Орионе 128 работа с графикой   

PENX.TX

Графический редактор PENX4$, PENX4$, Орион -128, работа в OR DOS Орионе 128 работа с графикой

Графический редактор "PENX$4" -  руководство пользователя

4 версия программы отличается от 1-й версии, тем что работает с 4-мя дисками ОЗУ. Описание графического редактора (v1.xx) "penx" приведено в журнале "Радио" 8,9 за 1992 год.

Программа "графический редактор" является средством, позволяющим создавать монохромные и цветные графические образы, хранить их в виде библиотеки стандартных фaйлов, редактировать. Цветовой режим, используемый графическим редактором - 2, то есть 16-цветный. Областью применения может стать: создание различных схем, таблиц, графиков, рисунков, предназначенных для вывода на печать, создание фрагментов (спрайтов) для использования их во всех видах прикладных и игровых программ, а также динамичных рекламных и учебных роликов, заставок.
Редактор рассчитан на работу с операционной системой "ordos" (версия не ниже v2.4) прк "орион" с минимальным обьемом озу 128к.

   Графический редактор PENX4$, PENX4$, Орион -128, работа в OR DOS Орионе 128 работа с графикой

Переназначение клавиш управления

Программа просмотра графических файлов PCVIEW$.

Начало работы

Гграфический редактор работает с цветной экранной графикой, поэтому, так же как и "basic$", накладывает ограничения на размер заполненной файлами области квазидиска. эти ограничения еще более жесткие, чем у программы "basic$": дополнительная страница памяти (квазидиск b) должна быть заполнена не более чем до адреса 7fffh, вся область с адреса 8000h и до конца должна оставаться свободной. это обусловлено тем, что программа использует две экранные области - 8000h-afffh и 0c000h-0efffh. если это условие не соблюдено, то, так же как и при попытке некорректного запуска программы "basic$", будет выведено сообщение "диск!" и управление вернется к ос. Кроме того, при работе с программой "penx4$" надо учитывать, что если пк не имеет расширения памяти (дополнительных 128к) результаты работы редактора записываются в виде файлов на квазидиск - "в", и для них надо предусмотрительно оставить место.

Графический редактор PENX4$, PENX4$, Орион -128, работа в OR DOS Орионе 128 работа с графикой Графический редактор PENX4$, PENX4$, Орион -128, работа в OR DOS Орионе 128 работа с графикой Графический редактор PENX4$, PENX4$, Орион -128, работа в OR DOS Орионе 128 работа с графикой

Виды меню и работа с окнами и цветом

После загрузки программы "penx4$" директивой "l" операционной сиситемы на экране должна появиться заставка, содержащая информацию о программе и короткое сообщение-запрос в нижней строке экрана: "f1/...?". Данное сообщение надо понимать так, что вы можете далее нажать клавишу f1 либо любую другую. При нажатии на f1 редактор перейдет в режим переназначения управляющих клавиш. Если вам по каким-либо причинам неудобно пользоваться теми клавишами управления, которые устанавливаются автоматически при загрузке программы, вы можете выбрать сами другие, так, как вам это покажется удобным. нажатие же вместо f1 любой другой клавиши приведет к началу работы непосредственно с графическим редактором. Если при вызове прогаммы "penx4$" удерживается нажатой любая клавиша (можно просто несколько дольше удерживать нажатой клавишу {вк} при выполнении директивы "l"), то все установочные процедуры блокируются и редактор сразу переходит в рабочий режим.

Порядок работы

Для управления редактором необходимо всего 10 клавиш: 8 используются для перемещения по экрану графического курсора (пера), и 2 - для перемещения светящегося указателя в меню. В том варианте программы, который вам предлагается, управление осуществляться при помощи цыфровой клавиатуры (стандарт мс7007).
Выбор любой функции редактора осуществляется с помощью разветвленной системы вложенных меню, что позволяет быстро настраиваться на выполнение той или иной операции, при этом надо помнить лишь минимум сведений, касающихся обращения с меню, а именно:
Меню редактора двух видов - горизонтальные и вертикальные. В горизонтальном меню выполнение функции, написанной в каждой графе происходит сразу же при установке на данную графу указателя: например "рисовать" сразу включает режим рисования, "стирать" - стирания, "меню" - происходит переход в другое меню.
В вертикальном меню, чтобы вызвать нужную функцию или режим надо сначала установить светящийся указатель на соответству ющее имя, а затем нажать любую клавишу, кроме тех двух, которые вы выбрали для перемещения указателя. (при осваивании программы можно нажимать {вк}, это более привычно и не вызовет путаницы).

Основное меню включает в себя следующие функции:

: диск :
: цвтн./мнхр.:
: автозапись :
: коорд. :
: дуга :
: окружность :
: линия :
: клавиатура :
: сетка :
: окно :
: рисунок :

Рассмотрим более подробно каждую из них:

- рисунок

Работа в этом режиме не требует особых пояснений и выглядит как обычная работа карандашом и ластиком на листе бумаги. Из режима "рисунок" можно перейти в следующее меню - "линза".
Произойдет 8-и кратное увеличение того места рисунка, где в данный момент находится перо. в правой части экрана в то же время можно наблюдать фрагмент экрана без увеличения, причем место, увеличиваемое линзой выделяется пунктирной рамкой. В каждом меню есть позиция с надписью "меню" или "выход". установив указатель на это окно вы перейдете в предыдущее меню.
Так, из режима "линза" можно вернуться обратно в режим "рисунок", а из рисунка в основное меню.
Графический редактор работает только в шестнадцатицветном режиме экрана, причем если при работе не пользоваться функциями переключения цвета и окраски можно считать, что вы работаете в режиме "монохром". так, для создания рисунков, предназначенных для печати на принтере цветовые функции редактора необязательны.

Наибольшую сложность при работе с редактором может вызвать цвет. Для окрашивания рисунков необходимо помнить, что все точки одной горизонтальной строки экрана разбиты на "байты"
(которые действительно соответствует байтам экранного озу) по 8 точек в каждом, и отсчет точек ведется от левого края строки. Число от 0 до 7 в нижней левой части экрана показывает, на какой по счету точке в "байте" находится графический курсор. Таким образом, выражаясь точно это число можно определить как горизонтальную координату курсора по модулю 8. Все точки в
"байте" могут быть окрашены только в два из 15 возможных цветов - цвет фона и цвет переднего плана. фоновые точки в линзе изображаются окаймленным квадратиком, точки переднего плана - полностью закрашенным. в режимах "рисовать" и "стирать" при движении курсора происходит перекрашивание всех точек "байта" в последний выбранный цвет, при этом фон остается неизменным, таким же как и в первоначальном рисунке. после выбора другого фона наоборот - точки изображения не меняются и сохраняют свой первоначальный цвет, а точки фона перекрашиваются во всем "байте" в выбранный. Таким образом, создание сложно окрашенных красочных рисунков требует некоторых навыков и предварительного расчета расположения рисунка и его частей.

- окно

Режим "окно" - наиболее мощный и чаще всего используемый инструмент в предлагаемом редакторе. обычно при помощи режимов "рисунок", "окружность" и пр. Создаются заготовки для будущего графического образа или обьекта (например, схемы), затем, используя "окно" делают основную часть работы - размножают и расставляют на свои места повторяющиеся элементы, отрезки линий, надписи и пр.

Включив режим "окно", вы увидите прямоугольник, ограничивающий некоторую часть экрана. именно эта часть экрана и считается окном (включая точки, принадлежащие границе). Окно можно
перемещать по экрану в любом направлении, изменять его размеры. Выбрав нужное положение окна на экране и его размер вы можете перейти в следующее меню (оно обозначается как "доп.ме-
ню"). Используя функции перечисленные в этом дополнительном меню можно проделать с изображением в окне следующие процедуры:

"дв.фрагм." - перемещать монохромное изображение по экрану, если надо, то размножить его.

"негатив" - проинвертировать изображение внутри окна.

"зеркало 1" - получить зеркальное отображение (перевернутое по вертикали)

"зеркало 2" - получить зеркальное отображение (перевернутое по горизонтали)

"стереть" - стереть изображение внутри окна.

"окр. изоб." - окрасить точки переднего плана в один из 15-и цветов, атрибуты фона при этом не меняются.

"окр. фон" - изменить цвет фоновых точек, цвет точек переднего плана остается прежним. в этом же меню находятся функции работы с квазидиском:

"уничт. спр." - уничтожить графический файл (спрайт) на квазидиске (директива, аналогичная директиве "е" операционной системы).

"сохр. спр." - создать на квазидиске графический файл.

"чит. мнхр" - считать с диска графический файл и вывести на экран (только передний план, т.е. монохромное изображение).

"чит. цвтн" - считать с диска графический файл и вывести на экран передний план вместе с атрибутами цвета. Графические файлы должны обязательно иметь имя, включающее в
себя стандартное расширение ".pc". по этому расширению программа опознает "свои" файлы и включает их в каталог. При создании новых файлов им автоматически присваивается имя '###n.pc' (которые можно просматривать программой PCVIEW$), где n - порядковый номер. по окончании работы с редактором вы можете переименовать эти файлы по своему усмотрению, обязательно лишь оставить расширение, например, "fig-1.pc".

При чтении графического фрагмента с диска он выводится на экран в том месте, где в данный момент находится рамка окна. Ввывод происходит относительно правого нижнего угла окна, при-
чем размеры окна перед выполнением этой функции не имеют значения - окно становится такого размера, какого размера читаемый фрагмент. если правый нижний угол окна находится слишком близко к левой или верхней части экрана, так, что читаемый фрагмент не уместится - на экран будет выведена только его часть.
Так же, как и в режиме "рисунок" наибольшие проблемы, скорее всего, вызовет работа с цветными картинками. если для монохромных изображений можно выбирать произвольный размер окна и как угодно перемещать их по экрану, то для цветных ограничения, накладываемые "байтовой" структурой экрана, создают определенные сложности. для облегчения работы при всех манипуляциях с окнами в левом нижнем углу экрана выводятся две цифры от 0 до 7 - они показывают положение в "байте" соответственно левой и правой вертикальных границ окна. Оптимальное с точки зрения работы с цветными картинками сочетание этих цифр 07. Если это условие не соблюдается, то возможно несколько некорректное выполнение некоторых функций, впрочем, совершенно не нарушающих работу редактора. так, функции "окрасить изображение" и "окрасить фон" окрасят чуть большую площадь - как раз до ближайших значений 0 влево и 7 вправо, выполнение функции "читать цветное" вызовет несовмешение изображения и его цветовых атрибутов, однко небольшим смещением изображения относительно цвета это легко поправить.
К вопросу о графических файлах, являющихся основным результатом работы редактора мы еще вернемся в конце этой статьи, а теперь продолжим рассмотрение функций, включенных в основное меню.

- сетка

является вспомогательной функцией. пользуясь ей можно вывести на экран координатную сетку с шагом 8 на 8 точек. повторным выполнением этой функции координатная сетка выклюется.

- клавиатура

позволяет делать текстовые надписи стандартным шрифтом, при этом все клавиши соответствуют своиму обычному назначению, кроме клавиши стирания экрана. при нажатии на эту клавишу про исходит возврат в основное меню. если до начала работы с графическим редактором обслуживание дисплея переключено на другой драйвер, (переключаемый вход драйвера дисплея 0f3cdh), то надписи будут делаться тем шрифтом, который выводит он. Кроме того, есть вожможность получить другой шрифт заменой штатного знакогенератора (напомним, знакогенератор располагается в адресах 0f000h-0f2ffh).

- линия

в этом режиме на экране присутствуют два графических курсо ра: перо и крест. при рисовании линии они определяют ее концевые точки. При проведении линий при помощи этой функции (а
также при рисовании окружностей и дуг) точки рисуемой фигуры выводятся на экран посредством "исключающего или", т.е. там, где есть изображение, оно стирается, где нет - появляется. Это можно использовать для исправления ошибочных построений: неправильно проведенную линию легко можно стереть, проведя по ней линию еще раз; то же касается дуг и окружностей.

- окружность

установите центр окружности (обозначается на экране крестом), перейдите на функцию "окружность" и нажимайте любую клавишу, кроме клавиши "стирание экрана" - окружность будет увеличиваться. при нажатии клавиши стирания экрана - уменьшаться.

- дуга

для проведения дуги установите крест в центр воображаемой окружности, которой будет принадлежать дуга. перо поставьте в точку начала дуги. установив эти точки, перейдите на функцию
"дуга", нажмите и держите в нажатом состоянии любую клавишу - дуга будет строится от начальной точки в направлении против часовой стрелки. из-за ограниченных вычислительных возможностей редактора не стоит пытаться получить дуги очень большого радиуса.

- координаты

при выполнении этой функции в режимах "рисунок" и "линза" в левом нижнем углу экрана индицируются десятичные координаты по осям x и y графического курсора. индикация отключается повторным выполнением функции.

- автозапись

все ваши действия при работе с графическим редактором могут быть записаны в специально отведенный для этой цели буфер и потом повторены самой программой "penx$" в автоматическом режиме. Размеры буфера ограничены (может быть записано только около 1500 различных действий). запись действий начинает вестись всегда, начиная с момента запуска редактора. сигналом того, что буфер исчерпан и запись больше не ведется, служит появление в основном меню символа "+" перед директивой "автозапись". Для перехода в режим автоматического выполнения служит функция "повтор". запись ваших действий может быть, так же как и спрайт, оформлена в виде файла и записана на диск. при этом файлу присваивается имя "pgmp".
Режим "автозапись" является более демонстрационным, чем рабочим, однако, пользуясь им вы можете сделать, например, "мультик" для детей или динамичный учебный ролик, не прибегая при этом ни к каким другим языкам и средствам программирования. Для того, что бы научиться пользоваться этим режимом, вам надо учесть следующее:
перед тем, как начать создание ролика, убедитесь в том, что на квазидиске есть достаточно места для сохранения файла "pgmp" и необходимых графических фрагментов, в противном случае ваши усилия могут пропасть даром.
Заблаговремено создайте редактором необходимые для вашего ролика спрайты, сохраните их на диске. После того, как это сделано, перезапустите программу "penx$" снова, и, пользуясь ранее созданными образами и добавляя по мере надобности новые графические элементы, реализуйте сценарий вашего ролика. Старайтесь действовать при этом по возможности оптимально, т.е. без лишних и ошибочных действий, так как отредактировать запись нельзя. по окончании работы сохраните на диске файл "pgmp". таким образом, результатом вашей работы будет пакет файлов, состоящий из файла "pgmp" и нескольких графических файлов "###.pc".

Необходимо помнить, что при запуске программы в режиме автоматического повтора файлы "###.pc" должны присутствовать на диске в том же количестве, что и до начала создания ролика, кроме того, порядок их следования на диске также должен быть сохранен (имена при этом не имеют значения, единственное условие - наличие в имени расширения ".pc"). Несоблюдение этих условий приведет к некорректному выполнению ролика. При отладке ролика с автозаписью в любой момент выполнение можно прервать, нажав любую клавишу, после чего продолжить работу в ручном режиме, однако, если до этого ролик не был сохранен на диске как файл, его невоспроизведенная часть будет утеряна.

- цвтн./мнхр

включение и выключение цвета. при переходе в режим "монохром" все функции работы с цветом графического редактора продолжают действовать, отключается только цветной вывод на дисплей.

- диск

выбор текущего квазидиска. в строке подсказке выводится текущее значение и (в скабочках) пределы выбора. Клавишами управления горизонтальным меню установите необходимый диск, а затем нажмите любую другую клавишу. Остановимся на отдельном моменте, связанном с установкой программы "penx4$" на ваш компьютер. несмотря на то, что переназначение управляющих клавиш можно сделать непосредственно при запуске программы, довольно неудобно это делать каждый раз, если ваша клавиатура отличается от клавиатуры "мс7007". Переназначить клавиши управления можно непосредственно заменой кодов в программе. коды управляющих клавиш занимают в дампе программы "penx4$" десять ячеек, начиная с ячейки с адресом 0003h и по ячейку 000ch включительно.

Описание графического редактора (v1.xx) "penx" приведено в журнале "Радио" 8,9 за 1992 год.

Работа в CP/M-80 программы и железо

Подробнее будет на www.orion128.ru

 

Программы DS DOS

Куплю платы, наборы микросхем 2716, 2732, 2764, 27128, 27256, 27512, 27c010, 27c801 на Орион-128, КР565РУ5В, КР565ру7В, к565ру5г AU, к565ру7г Au в позолоте, куплю микросхемы фирмы NEC, Intel, Oki

 

Полезные и интересные статьи

На предыдущую страницу  На главную страницу  На следующую страницу