Altair Dos CP/M BIOS - расширенный экран для "Ориона" - грандиозная победа разума над сарсапариллой, Орион-128, CP/M-80

АCPM - Чистякова SP-Computer club

Продаю платы и наборы микросхем, куплю микросхемы Купить программы, микросхемы, готовые блоки запчастей ПК Орион-128

Все версии CP/M-80

Все версии ORDOS

 Авторский контроллер НГМД. Мы собираем именно такой и на нем работаем.  Читайте про пакет Атлас.

Организация файловой структуры CP/M и проблемы развития CP/M Ориона, от Чистякова

 Расширенный экран для "Ориона" - грандиозная победа разума над сарсапариллой

 480.drv - версия драйвера для старой ACP/M. Сделана специально для тех, кому не по карману приобретение нашей новой системы - Altair Dos. Эта система полностью  совместима с CP/M, но сильно доработана (от оригинальной CP/M осталось только  25% кода, поэтому переименование оправдано). Теперь в системе есть каталоги с  неограниченным числом вложений. В новой CP/M красивая заставка (с рамкой в центре экрана, т.как теперь драйвер грузится с системой то можно во всех программах использовать псевдографику). Драйвер консоли поддерживает цвет или ч/белый.  Для работы с клавиатурой используются прерывания 50 герц, но для совместимости с  старыми программами переключается на "псевдоаппаратный" ввод с клавиатуры. Все  драйвера на 480 естественно используют экран с 0 и поэтому все программы при  старте должны сами включать себе нужный экран, а по выходе не требуется восстанавливать режим экрана и стек достаточно сделать "jmp 0". Все системные программы для "Altair Dos" желательно делать на полный экран в 480 точек, а если же  программа использует только 400 (или же вообще 384 точки) то надо программировать порт fа (выводить 0 в 7-м бите). Для программистов, создающих системные  программы Altair Dos оставляет для использования все ОЗУ компьютера кроме 31к,  занимаемого системой и драйверами - области выше c000h в банках 0 и 1. Поэтому  в alt-dos работают все старые программы для всех CP/M (кроме тех, что работают  в 0 банке ОЗУ, как у В. Сугоняко), причем даже те программы, которые в ACP/M ранее портили драйвера (в области 8000) и не возвращались в CP/M после выхода.

 Теперь программы могут спокойно "портить" ОЗУ и в области 8000 основной банки.  Программы могут удобно пользоваться преимуществами диспетчера ОЗУ (порт fb), но  если программа использует опрос клавиш через CP/M, то необходимо учитывать ре жим работы dos с клавиатурой (т.е если используются прерывания, то их нельзя  запрещать). Для цвета удобно использовать все 3 плоскости (0,1,2) и экран с 0.  Если ранее, мы не делали программ непосредственно работающих с экраном и считали это некорректным, т.к все системы до сих пор были лишь "времянки" и поэтому  для совместимости с последующими версиями "ос" необходимо было работать только  через консоль. Теперь, т.к очевидно ничего лучшего для "Ориона-128", кроме как  "большого" экрана на 480 точек и "многоплоскостного" цвета, т.е 3-4 битовой  графики не придумать (и не требуется), то как и в "IBM PC" и "ямахе" теперь  можно делать "некорректные", "прямо в экран лезущие" программы. При этом разумеется предполагается, что Altair Dos - система чисто для "Ориона" и программы  будут использоваться только на нем. Разумеется мыслимо еще расширять экран до
 512 точек, но это глупо, не надо и не "влезает" в монитор. Подключение внешних  плат графических и текстовых адаптеров к "ориону" - уже достаточно нецелесообразно (это можно было делать года 3 назад, но теперь поздно), т.к не даст никаких преимуществ и лишь усугубит разброд в аппаратуре. Пропаганда внешних плат  графических адаптеров (и в том числе графических процессоров) - это достаточно авантюристический трюк (т.к хорошо поддержать с помощью "по", это не удастся - ведь количество владельцев этой доп.аппаратуры будет минимально) и имеет смысл лишь для  того, чтобы "срезать" еще более безответственные и бессмысленные разработки  плат внешнего текстового адаптера (как будто на "дворе" - 1976 год), которые  все время "анонсируют" некоторые безответственные любители. Несколько имеющихся  разработок плат внешнего адаптера (также как и подключение "ай-би-эмовских"  плат - например cga/hercules) имеет смысл для определенных целей. Например для  целей полнокачественной текстообработки можно иметь видео-процессорную плату с  графикой 640*200, или еще лучше ibm-hercules-video-card с графикой 720*342. Но  возможность наличия таких внешних плат может учитываться лишь при создании мощных текстовых редакторов. Разумеется совет "лезть к экрану напрямую" - это вынужденная мера. Так делать неграмотно, непрофессионально. Но увы. Для того,  чтобы быстро появилось много красивых программ для alt-dos, т.е программ использующих эффектные цветные окна, "pull-down" меню, управление мышью и т.п. Уже  сегодня надо иметь готовый стандартный драйвер, реализующий стандартным образом  все графические функции интерфейса. Так, как создать единую и окончательную  версию такого драйвера сразу невозможно (как можно угодить сразу 10 строптивым  программистам-любителям - а попытки договориться о едином стандарте графического драйвера консоли длятся уже долго), то единственным правильным выходом на  сегодня является стандартизация лишь использования ОЗУ, и предоставление возможности каждому программисту "лезть в экран" самостоятельно. Желательно использовать экран с 0. Данная версия драйвера: 480.drv - драйвер для ACP/M всех  версий. Чтобы иметь экран в 480 точек, вы должны иметь доработку - схемку всего на нескольких имс. Иначе будет только 400 точек и вы увидите лишь 66 символов.  Но для принтера все-равно надо 80 сим/с и все системные программы предполагают  80-ти символьный экран. Так, что сделайте себе экран в 480 точек - это всего  15 минут работы. Подумайте сами - зрение у вас одно. Второго не будет, так, что  включайте паяльник и не портите зрение, работая с драйвером "микротекста".

Этот  драйвер "микротекста" (около 20 версий таких драйверов за 3 года) уже устарел и  вы сами, поработав полчаса с драйвером 480.drv, не захотите больше портить себе  зрение. При использовании телевизора в качестве монитора следует учесть, что  большинство отечественных телевизоров имеют "overscan", т.е попросту не соответствуют телевизионным нормам - видимая часть кадра должна "разворачиваться"  за 52 мксек (12 на строчный бланк и синхро-импульс 4 мксек). В отечественных  телевизорах "до попы" выкручено высокое напряжение, поэтому "размер картинки"  на некоторых едва соответствует 40-42 мксек.

При этом хорошо влезает "плющенный  экран" Ориона-128 (384 точки). "орион-128" имеет "плющенный экран", не соответствующий нормам, поэтому при работе с хорошим телевизором и монитором изображение занимает лишь 2/3 экрана, что глупо и плохо. Поэтому 480 точек - это возврат к стандарту (как у комптютеров: рк86, специалист, партнер, вектор и др).

 Если на вашем телевизоре после переделки последние позиции в строке не "влезли"  в экран, то так же не беда - достаточно заменить кварц 10 мгц на 11 или 12 мгц  (по схеме Д. Скибарко) и вы без проблем увидите все 480 точек изображения. Если  же лень "возиться" с этим, то можно "подкрутить" и телевизор, уменьшив размер  по горизонтали. На фирменных телевизорах таких проблем нет - там круги на телевизионной испытательной таблице влезают в экран (в отличие от отечественных телевизоров, настроенных "от балды"). Разумеется при расширении экрана до 480 точек "размер точки", т.е пропорции картинок не меняются и остаются такими же не квадратными, как у стандартного "Ориона" (от этого в адаптированных от синклера  играх круги не вполне круглые) - увеличивается лишь размер картинки за счет использования вышеупомянутого несоответствия "размера" кадра телевизионному стандарту.

 Увеличение размера экрана до 15 килобайт с лихвой компенсируется турбированием  "Ориона" до 3,5 мгц реального такта (5 мгц с wait), так что не возникает замедления при работе с текстом. Разумеется драйвер работает только на z80card-ii.

P.s.: несмотря на то, что системные программы могут теперь напрямую "лазить" в экранную область, целесообразно все-равно осуществлять доступ к экрану через  свой встроенный в программу драйвер, а не "размазывать" п/п-ммы работы с экраном по всей программе. Это позволит впоследствии легко изменять этот драйвер,  без изменения основной программы - например адаптировать программу для "про".

 Чистяков Владимир, Санкт-Петербург, август 1994

За время с февраля 94 количество zx-игр резко увеличилось (в основном за счет  отличной работы программистов adelaide). Однако с 1.08.94 прекращены все работы  по адаптации новых игр. Новых игр не будет до 1995. Но цены на игры не меняются  цена - 0,333$ за игру при покупке более 40 игр и 0,5$ за игру при меньшем количестве игр на выбор (но минимальный заказ 15 игр). Игры, со знаком <'> поддерживают "музыкалку 8912". Игры не работают с платкой z80 пиратской банды "орион-сервис" (из-за кп11-х портится ОЗУ). Для загрузки дискет годится любой КНГМД, но  требуется загрузчик sp-computer cluba 1990г (орионсервис/софт его изуродовали).

 Пакет игровых программ n1-9. Цена: 0,33/0,5$ за игру (только до 31.12.94)

 elite - 5 savage-1 - 4 galaxians - 2 motos128' - 4
 commando - 5 r-type (6
шт) - 5 psst - 1 rampage - 3
 ikari warr.' - 5 train - 1 eagles nest' - 4 hypsys' - 3
 highway enc. - 5 orc attack - 2 mega zone - 1 mr.heli - 5
 nether earth - 5 panama joe - 2 luna attack - 1 exolon' - 3
 quazatron - 5 strip-2 - 2 metall army - 3 dizzy 1' - 4
 krakout - 5 raiders - 1 saboteur-i - 4 dizzy 2' - 4
 hijack - 5 chess master - 4 saboteur-ii - 4 dizzy 3' - 4
 freddy-i - 4 action force - 1 manic miner - 2 dizzy-3.5' - 4
 freddy-ii - 4 lunatik - 1 thrusta - 2 dizzy 4' - 4
 batty-zx - 3 horror show - 4 soldier frt - 3 dizzy 5' - 5
 after the war - 3 buggy boy 128 - 5 klax - 3 dizzy 6' - 5
 bomb jack - 5 wec le mans - 4 rebel star - 2 rebel star+ - 1
 rebel star 2 - 2 seymour-1' - 4 captn.trueno - 4 ballbreaker' - 4
 nipper-2 - 4 thunderbirds" - 4 pacmania - 5 chase h.q. - 5
 barbarian-ii - 4 draught - 3 captn.truen2 - 4 seymour-2' - 4
 xecutor' - 4 terminator-2' - 5 space raiders - 4 alien 8 - 4
 sl.magic 128' - 5 joe blade 3 - 4 legion death - 4 seymour-3' - 4
 thund.birds 2 - 4 thund.birds 3 - 4 thund.birds 4 - 4 barbarian-3 - 3
 boulder dash - 2 amaurote - 4 after t.war 2 - 3 ice palace - 4
 2112 a.d. - 4 scool daze - 4 nipper 1 - 4 crazy cars 2 - 5
 last ninza 2 - 4 indiana jons - 4 pacmania - 5 lotus - 4
 turbo drive 2 - 4 spike in transilvania - 4
и трассировщик layout-86 (CP/M)

Игры записываются в 2 копиях (на разных дискетах) и (!) При каждом заказе вы  можете получить до 10 дополнительных копий, причем по цене в 10 раз меньшей.

 Например: при покупке 60 игр, 2 копии вы получаете за 20$, и можете приобрести  еще до 10 копий по цене 2$ каждая. Возможна записх на high-density дискеты (как  5,25", так и 3,5" - 2*80 dd/hd). Игры имеют размер 50-128к, поэтому присылайте  необходимое количество дискет. Оплата ценной бандеролью, лучше в долларах (только новые купюры, неветхие). Цена моих дискет 5,25" - 0,4$, 5,25"-hd (это надежнее) - 0,6$. Диски 3,5" по 0,65$ (800к) и по 0,8$ (1,44 м). Игры на hd-диске  загружаются и на простом дисководе (5313,5350), но дискеты служат много дольше.  Возможна запись и на ваши дискеты (но только не гмд-130, 1991-92 года). Срок  выполнения заказа зависит от количества игр (большие заказы в первую очередь).  Предлагаю запись фирменных CP/M-программ по цене 0,75$ за дискету (10 дискет)

И дистрибутив CP/M Sp-Computer Club-а за 5$. Учтите стоимость пересылки: 1000р.

 Господа любители! Впервые за 4 года у "Ориона-128" есть реальный шанс на развитие. Только платформа z80card-ii развивается и альтернативы ей - нет. Это уже  понял даже автор "Ориона" В. Сугоняко, обеспечив 100% совместимость своего нового компьютера "Орион-Про" с z80card-ii. Теперь z80card это новый стандарт "ориона". Покупая игры вы поможете нам в создании системных программ. С 1 августа  1994 г. Мы сознательно прекратили заниматься адаптацией игр, чтобы обеспечить  прорыв в системном направлении. Всего за 2 месяца работ удалось достигнуть значительного успеха и в системном "по". Адаптация игр будет теперь продолжена только с декабря 1994, чтобы довести количество адаптированных игр до 100. А с  начала 1995 г возможно уже начнут появляться первые авторские программы коммерческого качества. Уже ведутся первые работы по разработке технологии. Без это го невозможно создание авторских игровых программ профессионального уровня. Ва ша помощь в покупке игр - это залог дальнейшего развития программного обеспечения для "Ориона-128" на процессоре z80. "Орион-128" на процессоре к580 - уже почти умер оставшиеся пользователи "Ориона-128" спешите купить платки z80card-2. Их запас  не безграничен (осталось всего 60 штук). Платки стоят всего 1,5 доллара и высылаются заказным письмом в течении 3 дней после получения от вас оплаты.  Для получения рекламы и доп.информации прошу вас выслать 5 конвертов с марками.

    

Купить платы, готовые блоки, наборы микросхем, прошитые ПЗУ, микропроцессоры на Орион-128, КР565РУ5В, КР565ру7В, к565ру5г AU, к565ру7г Au в позолоте, куплю микросхемы

 

Полезные и интересные статьи

На предыдущую страницу  На главную страницу  На следующую страницу